Мощность в беге — личный опыт (часть 1)

Dmitry Antonov
7 min readAug 29, 2021

--

Как я писал в своей предыдущей статье, компания STRYD предоставила каналу “Бегать просто” для тестирования образец своего датчика мощности для бега. С теорией в прошлый раз худо-бедно разобрались, пришло время мне поделиться своими личными впечатлениями. Я не претендую на истину в последней инстанции и не обещаю всеобъемлющих экспериментов — прибор очень “насыщенный” и со своей полноценной веб-платформой для всестороннего анализа тренировок. Я продолжал тренироваться и соревноваться, как и раньше, просто добавил ещё один гаджет в свой набор. Всё, что мне показалось интересным и полезным, я постараюсь рассказать ниже.

Первый день

Комплект Stryd

Вскрыв наружную упаковку, я обнаружил коробочку сдержанного дизайна. Внутри только необходимое: сам датчик, два крепежа на кроссовки разного цвета, зарядное устройство, шнур и инструкция-открытка (лаконично и по существу: как носить, как зарядить и где скачать приложение).

Первое, что бросается в глаза — это размер устройства. Датчик маленький и невесомый. На ощупь приятный, пластик и сборка очень качественные. На макушке — нет, это не кнопка — светодиод в форме кольца. На носу две медных точки (для зарядки) и ноздря датчика силы ветра (об этом позже).

Так получилось, что я успел побегать с разными поколениями и типами футподов. Начинал с самого древнего Polar S1 с батарейкой ААА внутри, который был очень капризным к калибрации — коэффициент надо было править уже при увеличении среднего темпа на 30 сек/км — а измерял он только скорость и расстояние. Пробовал экземпляр поновее, который уже измерял и каданс, а подключался по Bluetooth. Был ещё давний опыт с обычным шагомером из спорт магазина, крепящимся на пояс, и с найковским устройством, вкладываемым в кроссовок под стельку. Так вот Stryd самый маленький и легкий.

Эволюция

Второе что бросилось в глаза — мой “страх” футподов — это крепёж к кроссовке. Я уже упомянул выше о капризности старых устройств к калибровке, а уж насколько крепко и единообразно их нужно было вплетать в шнуровку для воспроизводимости результатов. Здесь же советуют продеть крепёж под два стежка шнурков и защёлкнуть датчик сверху так, чтобы воздухозаборная ноздря не перекрывалась. При этом зазор под шнурки в защёлкнутом состоянии очень широкий, настолько, что датчик гуляет и ёрзает, если его двигать рукой. Мне казалось, что я сделал что-то не так, но других вариантов просто не было.

Как же оно будет работать и как часто я буду его калибровать?

Теперь ставлю приложение, мне нужна Android версия. Тут все просто и понятно. Аккаунт можно создать заново или воспользоваться существующим в Facebook или Google (мой вариант). Дальше знакомим приложение с датчиком и обновляем прошивку до последней. Вероятно, устройства поновее уже и поставляются с этой самой последней в коробке — за 4 месяца использования это было единственное обновление.

Существуют 2 версии Stryd приложения — под Android и под iOS. Также в аккаунт можно войти через web-версию. Насколько я понял, очерёдность введения новшеств такая: iOS>Android>Web. То есть по функционалу веб-версия самая урезанная и подходит исключительно для просмотра “на большом экране” — мне так показалось. Все манипуляции внутри аккаунта я делал со смартфона. За 4 месяца моего пользования датчиком Android приложение серьёзно преобразилось, функционал расширился, а баги (кроме одного — об этом позже), о которых я хотел здесь рассказать были устранены. Это здорово! Возможно, это связано с тем, что компания включила платные аккаунты с весны 2021 года. По подписке доступны дополнительные аналитические функции. При покупке прибора первые полгода доступна полная версия программы.

Первый вход

Дальше заполняю данные пользователя, рост, вес и прочие понятные манипуляции при создании учетной записи где-либо, ничего необычного. Из важного для меня — это включить синхронизацию с Polar Flow, веб-экосистемой компании Polar, так как я планирую использовать датчик cо своими спортивными часами Polar Grit X. В наличии все популярные платформы: Garmin, Suunto, COROS, видимо, и Apple WatchiOS приложении). Со своей стороны приложение умеет синхронизироваться с Today’s Plan, Final Surge, Training Peaks, Strava и 2PEAK.

Так же есть вариант использования со смартфоном напрямую. То есть никаких синхронизаций — запускаете тренировку прямо из приложения, все данные с датчика записываются в приложение.

Этот вариант я, к сожалению, так и не попробовал, так как не люблю и не бегаю со смартфоном.

Первые впечатления на тренировке

Процесс тренировки с датчиком мощности Stryd на первый взгляд ничем не отличается — мои Polar Grit X находят его как любой другой Bluetooth инерционный датчик (футпод), если предварительно часы были сопряжены с ним. В этот момент Stryd подмигнёт красивым желтым цветом. Так же он сделает, когда я остановлю тренировку на часах. Все те метрики, что есть в часах изначально будут получать информацию с датчика и записываться в тренировку на часах. Например: пройденное расстояние и темп есть у меня в часах, и теперь значения будут выводиться со Stryd. То есть мгновенный темп и пройденное расстояние считает мне датчик, а не GPS, но трек продолжает писаться с GPS. Остальные метрики, отсутствующие в моих часах, будут записываться в память самого датчика мощности. Точнее сказать Stryd при любых раскладах внутри своей памяти сохраняет все доступные метрики как отдельную тренировку.

Датчик измеряет: мощность, расстояние, темп, каданс, величину мощности, идущую на вертикальные колебания (Form Power), время контакта с землёй, “упругость ног” (LSS — Leg Spring Stiffness), вертикальные колебания (в сантиметрах), мощность ветра/набегающего воздушного потока, длину шага, подъём. Детально про каждую можно почитать на официальном сайте в разделе Support, правда, пока только на английском языке. Но этот раздел стоит отдельного упоминания, так как это кладезь информации и инструкций “как сделать то-то” — я смог найти ответы на все свои вопросы (не упрекнуть, что в комплекте “открытка” вместо полноценной инструкции).

Метрики датчика Stryd. Красным обведены специфические, для просмотра которых мне нужно было считывать информацию приложением Stryd напрямую с датчика

Теперь тезисно по самым ярким моментам, которые я хочу отдельно отметить.

Мощность

На моих Polar Grit X мощность есть, и я уже имел некое представление о своих соревновательных и тренировочных диапазонах. Теперь же алгоритмы Polar выключаются и отображаются данные мощности с датчика Stryd. Показалось, что с футподом значения меняются чуть инертнее при смене усилий, чем родные на часах. Зато чувствительность на порядок выше — даже малюсенький уклон вверх мгновенно отражается увеличением мощности, если стараешься сохранить скорость.

Что нельзя не заметить, так это примерно 25% разницу — Stryd показывает меньшие значения. Этому есть объяснение — датчик умеет учитывать эффект отскока (связано с упругостью ног — LSS) и вычитает его мощность из общей. Да, четверть энергии для продвижения нам приносит упругий отскок от поверхности (привет, карбон и упражнения на стопу!), а наших там оставшиеся три четверти.

“Упругий отскок” :-)

Чтобы видеть правильную статистику по мощности в своих часах и на сайте Polar Flow, мне пришлось поправить границы мощностных зон. Несложно — все значения я скопировал из приложения Stryd на смартфоне, он их рассчитывает по накопленным данным.

Скорость/Темп/Расстояние

Возможности прибора и его точность как футпода феноменальные! Я бегал по шоссе, лесу, холмам, прямо и с постоянными поворотами, бегал по стадиону и манежу — точность пройденного расстояния впечатляет. Всю зиму на двухсот метровом манежном круге прибор показывал от 197–201м. Это при том, что диапазон по темпу был от 2:30 до 6:30. Никаких калибровок, независимо от обуви — порою я переобувался по ходу тренировки в шиповки и просто перещёлкивал прибор на другой крепёж. Просто какая-то магия. Весь мой старый негативный опыт точности футподов переписан заново. Единственное, важно отметить — для манежа и стадиона нужно носить Stryd на “внутренней” ноге.

Текущая скорость/темп практически мгновенно отрабатываются, какое ускорение не предложи. На моих часах есть функция “автостоп”: упала скорость до нуля, поставь тренировку на паузу. С родным GPS часы останавливали тренировку на 5–6 секунду, как я встал. Тут в пределах секунды-полторы.

Ветер

Возможности учёта набегающего потока воздуха — очень практичная вещь. Бегая в тихую погоду и в легкий ветерок, я видел разницу по мощности практически каждую тренировку. Статистика видна в приложении Stryd по каждой тренировке, для каждого отрезка (laps). Но она была на уровне обычного “дребезга” усилия, который есть и просто так, в силу того что мы не роботы. Но в один день, завернув за угол на хорошо знакомую мне прямую, я получил в лицо поток, который меня просто остановил. Усилие (как мы ощущаем мощность) я старался прикладывать то же самое, но скорость драматически упала. И ведь я бежал с горы. Потом в статистике я увидел цифры 15–17% — столько у меня украл встречный ветер (мы тут за 3% от карбона горы двигаем). Развернувшись, я почувствовал облегчение и темп восстановился. Поддерживать скорость стало сильно легче, а ведь я бежал в горку. Да, такой ветер — нечастое явление в наших краях. Но объективная картина “потерь” заставляет задуматься и, как минимум на соревнованиях, серьёзно учитывать этот фактор, не стараясь упираться изо всех сил.

Часть моего маршрута в тот ветренный день. Сначала я бежал с горы и навстречу ветру (розовая стрелка), а после разворота в горку и по ветру.
Желтая кривая — текущая мощность, серая заливка — сколько съедает ветер, синяя кривая — темп. Точки 1 (маркер) и 2 одно и то же место на треке. В горку и по ветру я бегу быстрее, прикладывая чуть меньшую мощность. Очень сильный ветер.

Продолжение следует…

--

--