Широко обсуждаемый спортивный напиток: в поисках доказательств
В тот момент, когда весь беговой мир обсуждает новые супер-кроссовки, их вклад в исторический забег и легальность, как-то на второй план отошло новшество компании Maurten, которое тоже причастно к «рекорду на все времена».
Шведы взяли штурмом мир спорта на выносливость пару лет назад со своим гидрогелем. Я лично о них услышал впервые во время первой попытки Элиуда в Монце. Внятных доказательств инновационного превосходства этого спортивного питания не было до сих пор (марафон из двух, ведь, не настоящий рекорд 😉). Я очень люблю материалы о серебряных пулях (точнее, об их отсутствии), особенно в спортивном питании. Поэтому я не смог пройти мимо последней статьи Алекса Хатчинсона в его авторской колонке.
Если исследовать сайт компании Maurten, специализирующейся на спортивных напитках и гелях, то не получится не заметить соседство магазина и неофициального магазина. Каталоги идентичные, вот только в неофициальном магазине этикетки безликие. Официальная позиция — чтобы элитные атлеты, которых спонсируют другие компании (а значит связывают рекламными обязательствами), «могли воспользоваться уникальными и инновационными преимуществами, которые предоставляет гидрогелевая технология Maurten». И не нарушать свои контракты. Красиво, да? Добавьте сюда длинный список непосредственно спонсируемых атлетов и участие в обеих попытках «марафона из 2-х». Даже Джеффри Камворор дважды использовал его в момент своего рекорда (действующего) на полумарафоне, чем поставил в тупик телекомментаторов — элита редко питается на таких коротких (для них) дистанциях. Достаточно дерзкая рекламная кампания для новичка рынка. Уже хочется спросить: да почему я сам не пью его до сих пор?
Доказательств волшебства нет. В чём отличие от любого другого спортивного напитка? Давайте взглянем подробнее на инновационный механизм, как его описывает производитель. Два ключевых ингредиента — пектин и альгинат натрия — вступают в реакцию с кислотностью желудка и образуют гидрогель. Этот гель обволакивает (инкапсулирует) углеводы из напитка, “скрывая” их от кишечника, который, в случае их обнаружения (в большом количестве), скорее-всего ответил бы желудочно-кишечными проблемами (GI stress) и дискомфортом. Покрытые гелем углеводы затем попадают из желудка в ваш кишечник, где гидрогель смягчается и позволяет углеводам всасываться как обычно. Результат, в теории, заключается в том, что вы можете получить больше энергии по сравнению с обычным напитком, не вызывая проблем с животом.
«Как понять, что это всё в действительности происходит?» — задаётся вопросом Алекс Хатчинсон. В марте 2017 он переписывался с представителями компании и узнал о продолжающихся внешних исследованиях, которые, как ожидается, будут завершены в ноябре того же года. То же самое на следующий год. Прошло больше двух лет, а он все еще ждет ответа. Но в то же время другие исследователи приступили к анализу инновации. Представлено свежее исследование на годовом отчёте American College of Sports Medicine, в котором рассказали, что напиток Maurten выводится из желудка быстрее, чем аналогичный напиток без гидрогелевых ингредиентов (половина выпитого напитка вышла через 21,2 минуты по сравнению с 36,3 минутами, что опосредованно говорит о меньшей вероятности желудочных проблем). Это исследование было проведено в университетах Кейптауна, Стирлинга и Брайтона. Тут есть вопросы — Кейптаун и Брайтон перечислены на веб-сайте Maurten в качестве соавторов. И, конечно, скорость опорожнения желудка не совсем то, чем все мы интересуемся. Следующие два исследования.
Первое опубликовано в журнале International Journal of Sport Nutrition and Exercise Metabolism группой исследователей во главе с Аланом МакКубином из австралийского Monash University. Девять мужчин бежали с постоянным темпом в течении трех часов, потом постепенно ускорялись до истощения (это заняло в среднем около 12 минут). Такой протокол был выполнен дважды: первый с Maurten, второй с контрольным напитком, который содержал те же ароматизаторы и ингредиенты (в первую очередь два углевода, мальтодекстрин и фруктозу) в тех же соотношениях, за исключением пектина и альгината натрия (гидрогелевых ингредиентов). Собирались все возможные данные во время пробежек: уровень глюкозы в крови, скорость сжигания углеводов и жиров, симптомы дискомфорта в желудочно-кишечном тракте и, самое важное, результаты теста “время до истощения”. Не было обнаружено никаких заметных различий между двумя группами. Каждый спортсмен испытал легкие симптомы желудочно-кишечного дискомфорта; у одного спортсмена были тяжелые симптомы с Maurten (оценены как минимум на 5 по 10-балльной шкале); у двух были тяжелые симптомы с контрольным напитком.
Второе исследование опубликовано в European Journal of Applied Physiology исследователями из университетов Virginia Military Institute, Elon University, и James Madison University. Здесь рассматривали велосипедистов вместо бегунов. Если в предыдущем исследовании бежали 3 часа на уровне 60% от МПК (что не очень похоже на интенсивную нагрузку на соревнованиях), то в этом исследовании сделали упор на интенсивность, которая может способствовать желудочно-кишечным проблемам. Поэтому, если в бегуны пили 500 мл в час, то велосипедистам удвоили этот объем, чтобы искусственно спровоцировать проблемы. 9 мужчин делали 5 минутную разминку, затем крутили педали 55 минут в среднем темпе (50% от мощности МПК), два сета 4х2 минуты интервальный темп через 2 минуты отдыха (5 минут отдыха между сетами), затем снова 5 минут в среднем темпе и финальный этап: 10 максимальных спринтов (2–3 минуты) через 5–6 минут отдыха. Вывод опять простой — нет существенных различий между Maurten и контрольной группами в показателях мощности финальных спринтов, в субъективных оценках усилий и в субъективных оценках симптомов желудочно-кишечного дискомфорта (даже во время спринтов не превышали “умеренных”). Стоит упомянуть, что в этом исследовании было два контрольных напитка: один содержал смесь мальтодекстрина и фруктозы, как и Maurten, в другом же был только мальтодекстрин. Предыдущие исследования показали, что скорость усвоения углеводов быстрее, когда у вас есть сочетание двух разных типов углеводов. Намек на это можно увидеть на графике выходной мощности десяти финальных спринтов. Здесь группа «только мальтодекстрина» (белые круги) проигрывает в последних нескольких спринтах по сравнению с группой «микс мальтодекстрина-фруктозы» (черные квадраты) и Maurten (белые квадраты). Преимущества Maurten над контрольным напитком с таким же миксом нет.
Просуммировав эти два исследования, выводы будут не в пользу поклонников Maurten. Будь то езда на велосипеде или бег, устойчивый темп или интервалы, низкий объем или высокий объем питья — нет никаких очевидных преимуществ у гидрогеля. Конечно, исследователи написали миллион и одно предостережение о возможной погрешности из-за частоты приема напитков, длительности интенсивности нагрузки, о размере дозы углеводов и прочее, прочее. Величина выборки невелика — возможно просто не попали в проблемных представителей. Также открыт вопрос: действительно ли искусственный тест в лаборатории точно повторяет изнурительное испытание соревновательного марафона? Даже если опустить различия в темпе и мотивации, «стартовый нервяк», видимо, играет большую роль в проблемах с желудком. Maurten не уменьшила симптомы проблем в этих исследованиях, но почти никто из участников на самом деле и не испытывал серьезных симптомов.
Алекс Хатчинсон не перечеркнул окончательно для себя эту историю. Сарафанное радио всецело позитивно гудит о Maurten: любые бегуны, велосипедисты и триатлонисты достаточно хорошо знают свое тело, чтобы понять, что ему подходит. С другой стороны, все мы люди и чувствительны к силе внушения. Будем ждать новых исследований, а может и пробовать. Только вот я лично не устаю повторять: главное — это тренировки! Никакой спортпит никогда не даст вам столько, сколько может дать грамотная и уместная тренировочная программа.
Что почитать по теме:
Что пить во время пробежек разной длительности
Изотоники, гипотоники и гипертоники: какие бывают напитки. Обзор спортивных напитков
Кокосовая вода как спортивный напиток. Рекламные обещания и факты